ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

семинары

Печать

    2 июня в институте состоялся региональный методический семинар «Русский язык и чтение. Проблемы и тенденции чтения в условиях поликультурного региона». Семинар был организован в рамках реализации Ростовской областью мероприятий федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы.

Семинар был направлен на выявление и диссеминацию  продуктивного инновационного опыта работников образовательных организаций Ростовской области по формированию языковой культуры, повышению статуса русского языка; продвижению и развитию чтения; повышение профессионального мастерства работников образовательных организаций в контексте формирования языковой культуры.

В работе семинара приняли участие 82 человека из 28 территорий Ростовской области.

Среди участников семинара – учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, педагоги-библиотекари, библиотекари, методисты, директора, заместители директоров, заведующие МЦ.

Состав участников семинара:

  • учителя русского языка – 13 человек;
  • учителя начальных классов – 13 человек;
  • педагоги-библиотекари – 20 человек;
  • зав. библиотеками, библиотекари – 24 человека;
  • другие категории – 12 человек.

 

 

 

 

 

 

 

                  Рис. 1. Состав участников семинара

Территориальный состав участников семинара:

города : Батайск – 2; Гуково – 2; Зверево – 3; Новочерксасск – 1; Новошахтинск – 3; Ростов - на - Дону – 25; Таганрог – 4; Шахты – 1.

районы: Азовский – 2; Аксайский – 3; Багаевский – 1; Верхнедонской – 2; Волгодонский – 2; Дубовский – 1; Егорлыкский – 2; Заветинский – 1; Зерноградский – 3; Зимовниковский – 2; Кагальницкий – 1; Милютинский – 1; Октябрьский – 2; Песчанокопский – 2; Родионово-Несветайский – 7; Тарасовский – 2; Тацинский – 2; Усть-Донецкий – 1; Целинский – 2; Чертковский – 1.

Из 55 территорий Ростовской области в семинаре приняли участие 51% территорий – 8 городских (14,6%) и 20 районных (36,4%).

В рамках семинара работали 3 секции.

1 секция «Создание словарной национальной энциклопедической системы нового поколения – основа развития, сохранения и укрепления позиций русского языка».Модератор – Павлова Т.И., доцент кафедры филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В работе секции приняли участие 18 человек. Было заслушано 7 выступлений.

Участниками секции было отмечено, что в настоящий момент необходимость формирования культуры пользования словарями осмыслена как большая общественно значимая проблема, необходимость решения которой зафиксирована в основных образовательных документах. Поэтому в педагогическом сообществе все больше осознается роль словарей в духовной жизни общества, в повышении культуры речи.

Основными задачами секции стали:

  • выявление нового взгляда на роль и возможность словарей в образовательном процессе;
  • создание педагогических условий в образовательном процессе для успешной организации работы со словарями;
  • поиск новых форм работ со словарями в урочной и  во внеурочной деятельности.

На секции состоялся плодотворный обмен мнениями о систематическом подходе к формированию у школьников лексикографической культуры во внеурочной деятельности, в системе факультативных занятий. Участники обсуждали методические подходы при обращении к лексикографическому наследию В.И. Даля. Слово Даля способно одухотворить российское образование. У Даля можно учиться, по определению акад. Степанова, «рыцарской верности и преданности Слову».  Жизненный путь и научная судьба Даля подтверждают духовно-нравственный смысл, вложенный русским народом в понятия «труд – труженик», «подвижник – подвижничество», «надежда, польза».

В выступлении Т.Д. Ляшенко, И.А. Кадуриной было отмечено, что в целях обучения и воспитания чрезвычайно важно на уроках русского языка знакомить учащихся с личностью и творческой судьбой В.И. Даля, великого труженика и «подвижника русской речи»; слово в словаре Даля – это историко-культурный феномен, позволяющий осуществлять линию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Одним из этапов работы секции было внесение следующих предложений:

  1. Признать актуальность и перспективность проблемы обсуждения, заявленной на секции.
  2. Совершенствовать образовательные практики по формированию культуры работы со словарями в учебном процессе и в системе библиотечной работы.
  3. Организовывать выставки словарей и энциклопедий (в том числе с использованием интернет-пространства) в рамках всероссийского мероприятия «День словаря», проводимого 22 ноября и приуроченного к празднованию дня рождения великого русского лексикографа В.И. Даля.
  4. Создать банк инновационных практик учителей русского-языка и литературы, начальных классов, педагогов-библиотекарей, библиотечных работников по подготовке и проведению мероприятий всероссийского конкурса «Словарный урок».
  5. Распространять в педагогическом сообществе опыт учителей, педагогов-библиотекарей, библиотечных работников по использованию современных словарей, электронных источников, справочной информации.

2 секция «Литературное краеведение».Модератор – Ратке И.Р., заведующий кафедрой филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

В работе секции принял участие 31 человек. Было представлено 8 выступлений.

Участники секции считают, что в условиях продолжающегося снижения интереса школьников к чтению особое значение приобретают новые формы мотивации, позволяющие сформировать отношение к чтению как к ценности, обладающей высоким развивающим потенциалом. Одна из таких форм – литературное краеведение, дающее возможность через обращение к культурным ценностям города, станицы, района, села получить представление о творчестве писателей-земляков, расширить круг чтения обучающихся, создать условия для их проектной деятельности, посвящённой региональному содержанию литературного образования.

Основные задачи  секции:

  • выявление эффективных практик приобщения обучающихся к региональному содержанию литературного образования средствами школьных, муниципальных, региональных библиотек;
  • создание условий для успешной организации работы библиотек по литературному краеведению;
  • поиск новых форм мотивации обучающихся к чтению и изучению региональной литературы.

Состоялось представление и плодотворное обсуждение различных моделей деятельности школьных и публичных библиотек, направленной на популяризацию жизни и творчества писателей Дона в среде обучающихся (интерактивный литературный путеводитель по муниципальному образованию, проектная деятельность учащихся в сотрудничестве с библиотеками, литературная ярмарка и др.).

Результатом работы секции стали следующие предложения:

  1. Признать актуальность и перспективность подходов, обозначенных в рамках секции.
  2. Создать банк инновационных практик учителей русского языка и литературы, начальных классов, педагогов-библиотекарей, сотрудников муниципальных и региональных библиотек по литературному краеведению.
  3. Совершенствовать образовательные практики по литературному краеведению в учебном процессе и в системе библиотечной работы.
  4. Совершенствовать формы мотивации обучающихся к чтению и изучению региональной литературы через инновационную деятельность по использованию ресурсов школьных, муниципальных, региональных библиотек.

3 секция «Русский язык и чтение в условиях полиэтнического и поликультурного региона».Модератор  – Небоженко М.М., заведующий библиотекой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

В работе секции «Русский язык и чтение в условиях полиэтнического и поликультурного региона» приняли участие 33 человека. На секции было представлено 8 докладов.

Участники секции отметили, что Ростовская область – полиэтнический, поликультурный, поликонфессиональный регион. На Дону живет более 150 народов. В этих условиях, а также с учетом таких мировых тенденций как усиление миграционных процессов,  рост национального самосознания, обострение национальных и конфессиональных отношений, особое значение приобретает проблема изучения русского языка, как государственного языка РФ и языка межнационального общения. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что существенную роль в процессе обучения русскому языку играет книга. Читая книги, учащиеся получают возможность приобщиться к искусству слова, освоить тонкости языка.  В выступлении участников было отмечено, что в книгах разных народов отражены общегуманистические идеалы, объединяющие людей разных культур, что особенно важно для жителей полиэтнического региона.

Основные задачи  секции:

  • выявление тенденций чтения детей в условиях поликультурной среды;
  • выявление эффективных практик приобщения детей поликультурного региона к чтению;
  • поиск моделей деятельности библиотек региона, обеспечивающих высокое качество поддержки обучения русскому языку учащихся поликультурного региона.

В докладах участников секции был представлен эффективный опыт библиотек региона (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.

Результатом работы секции стали следующие предложения:

  1. Признать актуальность и перспективность подходов, обозначенных в рамках секции.
  2. Создать банк инновационных практик библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.
  3. Продолжать выявлять инновационный и перспективный опыт работы библиотек (как библиотек образовательных организаций, так и муниципальных) и других учреждений культуры; осуществлять поиск моделей деятельности библиотек региона, обеспечивающих высокое качество решения вопросов по заявленной проблеме.
  4. Распространять в педагогическом и библиотечном сообществе опыт библиотек по продвижению русского языка и приобщению детей к чтению.

Таким образом, участники методического семинара отметили:

  • актуальность и перспективность подходов к решению проблем, заявленных на семинаре;
  • необходимость создания банка выявленных инновационных практик по заявленной проблеме;
  • необходимость продолжать работу по выявлению инновационного и перспективного опыта, по поиску моделей деятельности, обеспечивающих высокое качество решения заявленной проблемы;
  • необходимость распространять в педагогическом и библиотечном сообществе региона выявленный в рамках методического семинара опыт.

В целом участниками семинара была дана высокая оценка мероприятия, как с точки зрения его организации, так и в методическом контексте.

Программа. Фотогалерия.

 

Семинары, конференции, конкурсы


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

buy Cytotec online