03.04.2014

Печать
31 марта 2014 года состоялся методологический семинар на тему «Стратегии инновационного развития: ФГОС – Профессиональный стандарт – в пространстве персонификации ПК».
Королева Л.Н., проректор по научно-методической работе, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства, в своем выступлении определила ключевые аспекты методологии образования: «Ключевой вопрос современной методологии – ценности и цели образования 21 века, условия их воплощения в контекстах главных составляющих науки и образовательной практики, в рамках разноуровневых образовательных систем: общего и дополнительного профессионального образования, с позиций субъектов ФГОС и профессионального стандарта. Эти вопросы образуют научно-практическое пространство семинара».

Фоменко В.Т., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, подчеркнул: «Актуальность профессионального стандарта заключается в том, что педагог является и субъектом, и объектом образования. Очень важно, чтобы учитель сам обладал теми компетенциями, которые развивает в обучающемся, владел необходимым инструментарием для развития проектной и исследовательской деятельности». Также выступающий обратил внимание на необходимость организации сетевого взаимодействия между управленческим кадрами  и педагогами-инноваторами  Ростовской области для диссеминации эффективного опыта реализации профессионального стандарта.

Ученый обратил особое внимание на отсутствие в стандарте такого раздела, как «методологическая культура педагога», что представляется парадоксальным: так как знание основ теории систем, теории процессов, семиотики, синергетики, теории диалога культур и других методологических знаний позволяет увидеть место своего предмета в системе научных знаний, открывает развивающие ресурсы той или иной образовательной области, позволяет организовать эффективную проектную и исследовательскую деятельность. Также, по мнению Фоменко В.Т., в стандарте не прописана «дидактическая культура» учителя, позволяющая представить процесс обучения как системный, непрерывный процесс.

Далее Фоменко В.Т. выделил из стандарта такую трудовую функцию, как «развивающая деятельность», которая требует от педагога развития психолого-педагогической компетенции. Поэтому перед профессорско-преподавательским составом института и методическими службами стоит задача освоить систему средств активизации мышления и создать активно развивающую среду для слушателей курсов повышения квалификации.

Профессиональный стандарт, по мнению Фоменко В.Т., является катализатором творческой деятельности педагога, который инициирует, направляет, активизирует деятельность учащихся через создание ситуации эффективного общения. Таким образом, реализация ФГОС и профессионального стандарта коррелируют между собой.

Кроме того, тот, кто призван реализовывать ФГОС, должен сам находится в этой парадигме и обладать необходимыми умениями. Это касается как работы института, так и деятельности руководящих и педагогических кадров образовательных учреждений.

Профессиональный стандарт делает максимально аутентичными личностные и профессиональные качества педагога, что обусловливает необходимость непрерывного саморазвития, самообразования.

В заключении  было высказано следующее суждение: «Порождение личностных смыслов  как высшей инстанции саморегуляции человека в процессе жизни является целью образования. ИПК – школа смыслообразования. Позиция ИПК должна стать субъектной по отношению к системе образования Ростовской области, т.к. ИПК находится внутри образовательного процесса!» В соответствие с этим должны быть внесены коррективы в программу курсов повышения квалификации  и научно-методическую деятельность института.

Далее слово было предоставлено Щербаковой Т.Н., доктору психологических наук, профессору, заведующей кафедрой психологии ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО. Она обратила внимание присутствующих на то, что стандарт создаёт определенные рамки деятельности педагога, но в то же время обозначает основные векторы развития его профессиональных компетенций. Выступающий подчеркнул значимость компетентностного подхода в образовании как методологической основы, хотя, по его мнению, этого недостаточно для целостного и системного развития личности, потому что дробление компетенций на отдельные действия сложно сформировать на практике, а тем более достаточно трудоемко измерить. 

Особенно Щербакова Т.Н, указала на необходимость выявления соответствий стандарта преподавателя и требований к обучающемуся.

Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что учитель не готов психологически реализовывать цели ФГОС и развиваться в соответствии с требованиями профессиональнго стандарта «Педагог». Учитель должен стать транслятором будущего. Но знание только интерактивных технологий и развитая ИКТ-компетенция без мотивации, без осознания личностных смыслов, без сформированной ценностной парадигмы недостаточно для решения актуальных проблем современного образования. В связи с этим необходимы постановка новых целей для института, таких как: формирование имиджа современного учителя (определение личностных характеристик, формирование мировоззренческой позиции, ценностные характеристики). Занятие должно быть построено таким образом, чтобы заставляло преподавателей задуматься над тем, какой он человек,  каково его место в профессии, какова миссия?  В этом смысле институты повышения квалификации должны устанавливать планку максимального развития педагога и выстраивать свою деятельность, направленную на выявление творческого потенциала работников образования, демонстрировать субъектность, активность, конкурентоспособность.

Также Щербакова Т.Н. подчеркнула необходимость формирования методологической культуры учителя, что позволит понять не только частное, но и общее, увидеть свой предмет  в контексте общего образования. Знания предметного поля, психологии, педагогики, философии формируют системный подход к образованию и определяют приоритеты в профессиональном развитии учителя (сформированность акмеологических ценностей). Это в свою очередь обуславливает профессиональное развитие не по вертикали, а по горизонтали, что является наиболее ценным в смысле жизненных приоритетов.

В связи с этим программы ПК должны быть ориентированы на педагога, на расширение его профессионального сознания, на мотивацию акмеологического развития, на формирование субъектности как детерминанты успеха. Необходимо продумать механизмы реализации данных целей, выявить риски, разработать диагностический аппарат.

Также Щербакова Т.Н, подчеркнула, что проектная деятельность  - это не самоцель. Посредством этого метода должны происходить трансформации мышления.

В заключении были обозначены основные направления деятельности института в рамках реализации профессионального стандарта:

  1. Обеспечить через систему курсов ПК и научно-методическую деятельность формирование ценностных и смысловых ориентиров слушателей, которые являются базовыми в современном мире и необходимы для профессионального и личностного роста.
  2. Разработать технологический инструментарий, механизмы работы с профессиональным сообществом.

Зевина Л.В., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и естественнонаучных дисциплин, подчеркнула, что стандарт педагога  расширяет границы преподавания отдельных предметов. При этом не прописаны механизмы мониторинга трудовых функций. Выступающий обратил внимание на то, что ситуации включения слушателей в анализ современного образования является одним из механизмов развития профессиональной компетенции педагога. Но необходимо выявить, как профессиональный стандарт коррелирует с формой государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Кроме того, требования стандарта  чересчур объемны для учителя, что определяет необходимость выявление ключевых позиций стандарта и разработку по данным направлениям деятельности института. Стандарт связан с ценностной переориентацией образования, а значит, необходимо совершенствовать программы курсов повышения квалификации в контексте персонификации дополнительного профессионального образования. Для этого необходимо обеспечение послекурсовой поддержки           педагогов.

Зевина Л.В. обратила внимание на следующий факт: каждый педагог возвращается в свое образовательное учреждение  и испытывает дефицит профессионального общения и поддержки. Поэтому следует рассмотреть идею проведения междисциплинарных обучающих мероприятий, активизирующих процессы командообразования. Также необходима координация деятельности кафедры управления, предметных кафедр и отделов в плане содержания курсов повышения квалификации и форм взаимодействия. 

Тринитатская О.Г., доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой управления образованием, подчеркнула императивный характер профессионального стандарта и обозначила важную проблему, стоящую перед институтом: предмет и механизмы диверсификации программ ПК и научно-методической деятельности.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии и искусства, Павлова Т.И.  также обратила внимание на разработку диагностики деятельности учителя в соответствии с профессиональным стандартом в контексте аттестации педагогических кадров и внедрение механизмов реализации идеологии профессионального стандарта в рамках деятельности института. Она внесла предложение о моделировании накопительной системы аттестации работников образования и создании эффективного управленческого механизма, мотивирующего профессиональный рост педагога.

Гончарова В.И., проректор по организационно-методической работе, отметила, что профессиональный стандарт «осовременил» единый квалификационный справочник должностей. Важно, что для руководителя значимо и важно получение «готового» специалиста, поэтому деятельность института должна быть направлена на выполнение данного профессионального заказа. В связи с этим на базе дополнительного профессионального образования можно организовать курсовую переподготовку работников образования по направлению «Логистика в образовании», направленную на разработку мониторинговых процедур в контексте идеологии ФГОС, профессионального стандарта. Кроме того необходимо ориентироваться на  запрос педагогических кадров, выстраивая индивидуальный маршрут развития профессиональных компетенций.

Начальник отдела научно-методической работы Эпова Н.П., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, выразила мысль о том, что Институт повышения квалификации должен стать «имиджмейкером» для современного педагога и создать условия для его профессионального развития. Необходимо осуществить «перезагрузку» деятельности института на содержательном уровне и в плане  форм взаимодействия с педагогическим сообществом.

В заключение обсуждения  Королева Л. Н. выдвинула предложение разработать план деятельности кафедр в соответствии  с выдвинутыми предложениями по усовершенствованию деятельности института и провести следующий методологический семинар  на тему «Механизмы и инструменты внедрения профессионального стандарта «Педагог» в контексте персонифицированной системы повышения квалификации работников образования Ростовской области».

 

Баннер

buy Cytotec online