Текущее время: 19 ноя 2017, 20:07




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Русский язык в поликультурном образовательном пространстве 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 мар 2011, 10:52
Сообщения: 18
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Уважаемая Галина Ефимовна! Получила наконец техническую и временную возможность ответить на Вашу последнюю реплику на форуме. Нашла Вашу программу элективного курса по немецкому языку "Культура Дона" и с большим удовольствием приобщилась к её идеям. Конечно, Вы замечательно "выстроили" методологию своего курса, заинтересовали меня и виды деятельности учащихся по реализации содержательных модулей программы. Думаю, что для СОФИИ, сообщества, напрямую заинтересованного в профессиональном развитии творчески одаренных учителей гуманитарного образования Ростовской области (а вы, несомненно, таковым являетесь), всё это будет очень полезным. Но, честно говоря, хочется определить перспективы различных направлений именно внеурочной деятельности в распространении и продвижении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности. Здесь есть о чём подумать, особенно в условиях всё более активного проникновения ФГОС в систему образования. Ведь стандарт говорит всё настойчивее о том, "как организовать воспитывающую внеурочную деятельность школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше делать, как проектировать и претворять в жизнь различные образовательные программы внеурочной деятельности". С нетерпением жду Вашего отклика, надеюсь на конструктивный диалог. Кстати, последнее относится ко всем участникам нашего форума. И к тем, кто уже откликнулся на поднятые темы разговора, и к тем, кто только собирается принять в нём участие.


21 июл 2016, 16:19
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 янв 2011, 15:58
Сообщения: 27
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Уважаемые коллеги! Участники проекта - форума!
Ваши отзывы, предложения, круг обсуждаемых проблем свидетельствуют о важности и актуальности заявленной тематике - роли и месте русского языка в пространстве современной российской школы. И не только на уроках русского языка и литературы, но и на занятиях других предметов, а также во внеурочной деятельности. Особенно волнуют учителя - практика предлагаемые(одобренные) в условиях перехода в основной школе на ФГОС программы языкового цикла предметов, их содержательное наполнение, сформулированные требования к уровням освоения представленного содержания. Вызывают вопросы и рабочие программы. Следует отметить, что структурно -содержательные требования к рабочей программе по учебному предмету претерпели изменения, и это обозначено во ФГОС Перечень обязательных разделов сокращен с восьми до трех, но остается вопрос: кто разрабатывает рабочую программу? На наш взгляд, это задача авторов УМК, что они и делают сегодня.
А задача учителя состоит в том, чтобы, предложенную авторскую программу, адаптировать, конкретизировать, уточнить сроки освоения материала, объемы необходимого времени, отобрать контрольные измерительные материалы для определения степени и качества освоения содержания программного материала. Ведь главной задачей учителя является обучение ребят, а учитель часто выполняет несвойственную ему работу. А как обстоит дело у вас? Хотелось бы услышать ваше мнение, уважаемые коллеги.
Уважаемые коллеги!
В связи с вашими обращениями связанными с трудностями регистрации на форуме, информируем:
1. На форуме работает консультационная линия. Адрес E-mail: webmaster@roipkpro.ru;
2.По возникающим техническим вопросам вы можете обратиться к консультанту по тел.: 8(863)255-71-38;
3.Успешно зарегистрироваться на форуме вам поможет подробная инструкция, размещенная на новостной ленте на сайте ИПК.
Спасибо. Желаю успеха! С уважением, Канаева В.М.

_________________
Начальник отдела филологии и искусства В.М. Канаева


27 июл 2016, 16:00
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 дек 2012, 14:33
Сообщения: 6
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Я думаю, что целями настоящего форума являются не только обсуждение роли русского языка как государственного и его роли в развитии поликультурного пространства, но и обсуждение актуальных проблем модернизации школьного филологического образования, а также состояние русского языка в связи с реформами в обществе, культуре и образовании, перспективы и направления его развития.
Перспективными и актуальными в связи с этим является обсуждение вопросов:
- современный школьник как языковая личность и носитель русского языка;
- русский язык как основа формирования культуры личности в современной российской школе;
- взаимосвязь русского языка и базовых дисциплин в школе;
- роль и место русского языка в мировом сообществе;
- русский язык как лингвистический имидж России и др.
Не секрет, что узкими местами филологического образования детей являются:
- несформированность навыков грамотной письменной речи,
- неумелая устная речь, дефицит яркого меткого, свежего слова, бедность словаря, однообразие синтаксических конструкций;
- отсутствие навыков грамотного чтения: низкая скорость чтения, осмысленность чтения, не владеют учащиеся разными способами чтения (просмотровое, подробное, выборочное).
Очень резко обозначились проблемы в формировании грамотности чтения российских 15–летних школьников в результате международного тестирования PISA разных годов.
Необходимо в любом образовательном учреждении создавать правильную, образцовую образовательную среду, т.к. именно здесь должна формироваться не только речь, но и интеллект, и личностные качества обучающихся.
Большую роль в формировании у учащихся грамотности владения русским языком играет профессиональная компетентность учителя-филолога, его возможности определить и выработать у детей общеучебные, лингвистические и коммуникативные умения и навыки, владеть ими в работе с текстом, и др. Для этого необходимо повышать уровень собственного профессионального мастерства, постоянно совершенствовать собственную филологическую культуру и ответственность за культурно-филологическое будущее страны. Ведь изучение русского языка в разных его амплуа - и как государственного, и как неродного, и как языка международного общения — это организованный процесс воспитания и обучения языковой личности, это совместная деятельность многих субъектов образовательного пространства, связанная с усвоением и передачей знаний, умений, навыков, с сохранением и развитием культурных и цивилизованных форм жизни посредством языка и т.д. Ведь филология сопровождала культурного человека со времен античности и составляла интеллектуальную "роскошь" самопознания культуры.
И нужно сегодня показать, что наш великий и могучий русский язык также составляет интеллектуальную "роскошь" самопознания культуры — и не только русской, но и российской в целом культуры. Кроме того, учитель-словесник должен, как мне кажется, пронести через весь учебный курс русского языка основную идею для учащихся, что благодаря русскому языку мы можем изучать историю и выяснять сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов, работу со словом.
Язык вбирает в себя всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. С грамотного пользования русским языком начинается русская и российская нация! Но взаимодействие языков в коммуникативном общении помогает понять человека другого менталитета, и через это - иную культуру, другое пространство и время, "весь человеческий мир, но мир организованный и увиденный через текст" (С.С. Аверинцев).
На международных конференциях по когнитивному моделированию в лингвистике наши российские ученые-лингвисты-когнитологи широко представляют результаты исследований языка и русского языка. Так, интересны следующие тематические доклады:
- Арутюнян В. Роль гласных и согласных букв в процессе идентификации слова.
- Галкина Е., Уржумова Н. Особенности употребления предложно-падежных конструкций русскоязычными детьми в норме, при патологии и в ситуации двуязычия.
- Байрашева В., Соловьев В. База данных по говорам русского языка на территории исконно русских земель.
- Шестак Л. Русский язык в деловом общении: мнемонические приемы
акцентологии. - //См.: Когнитивное моделирование: Труды Третьего Международного форума по когнитивному моделированию (14-21 сентября 2015 г., Болгария, Варна). В 2-х частях. / Отв. науч. ред. С.И. Масалóва, В.Н. Поляков. - Часть 1. Когнитивное моделирование в лингвистике: Труды XVI Международной конференции «Когнитивное моделирование в лингвистике. CML-2015». Часть 2. Когнитивное моделирование в науке, культуре, образовании: Труды III Международной конференции «Когнитивное моделирование в науке, культуре, образовании. CMSCE-2015» – Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. ̶ 460 с. - Текст сборника есть на сайте: http://www.confcognresearch.ru - В читальном зале ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО есть этот сборник./
Главным итогом изучения русского языка как государственного является, на мой взгляд, формирование филологической культуры учащихся в целом, готовность к постоянному совершенствованию в области филологии, потребность в развитии творческого потенциала. Формировать эту культуру возможно при взаимосвязанном изучении предметов гуманитарного цикла: русского и иностранного языков, русской и всемирной литературы, культуры речи, мировой художественной культуры и др.
Но особую гордость на международных форумах вызывают прекрасные умения российского ученого владеть не только русским языком, но и общаться на английском и других международных языках, показывая уровень лингвистического образования в России.
Желаю учителям-филогам успехов на этом великом и ответственном поприще — создавать славу лингвистически грамотной России!


28 июл 2016, 11:38
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 17 июл 2016, 10:29
Сообщения: 1
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Уважаемые коллеги ! Хотелось бы высказать свое мнение по вопросу о «поли»предметности русского языка. И я как учитель иностранного языка с этим часто сталкиваюсь. В свое время И.А.Зимняя писала : «…Язык является средством выражения мысли…». Мы мыслим на родном языке и в процессе овладения иностранным языком, родной язык будет опорой для обеспечения полноты знаний. Умения, сформированные на базе родного языка, становятся основой для усвоения иностранным языком, они трансформируются, адаптируются, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. И моя задача как учителя четко определить точки соприкосновения родного языка и иностранного (немецкого языка), через различные методические приемы:1) приемы, организующие поисковую деятельность детей; 2)приемы, организующие воспроизведение знаний из различных разделов предмета(грамматики, чтения ,письма). И я считаю нужно рациональнее использовать эти взаимосвязи. «…Сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого, о достижениях национальных культур (собственной и иной ) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка в зеркале культуры другого народа и включение школьников в диалог культур.» - изд «Просвещение» …Программы общ. Учр. 5-9кл. Например, в устной речи и чтения в 5-7 кл. двумя основными темами являются «Город», «Ученик и его ближайшее окружение», « Наша страна» , где это прослеживается. Следующая точка соприкосновения – это внеурочная деятельность через богатейший материал сказок. С детства ребята познают творчество А.С.Пушкина, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм через знание текста на родном языке легче, эмоциональнее воспринимается иноязычный текст, общение – здесь вступает в силу метод театральной драматургии, который стимулирует детей к изучению иностранного языка. И я уверена, что культурное обогащение тогда происходит, когда ребенок сам почувствует ценность того нового, что ему предложили, или что он сам открыл для себя лично. В старших классах используется фактический багаж знаний, которым они владеют через воображаемые экскурсии по стране изучаемого языка и родному краю перед ними открывается более полная «картина мира», которая подкрепляется наглядностью и дополнительным материалом уже знакомого ребятам на родном языке, который позволяет определить содержательную сторону речи. Такие понятия из русского языка, как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, структура высказывания, структура грамматического предложения являются фундаментом для учителя иностранного языка. Работая с рабочими тетрадями, находишь другие точки соприкосновения с русским языком через различного рода упражнений, которые направлены на развитие эффективных приемов запоминания и усвоения с помощью разных способов осмысленного объединения слов, систематизации словаря, включение слов в новый контекст, например, сгруппировать слова по тематическому признаку, составить словарные поля и гнезда, подобрать синонимы и антонимы, образовать сложные слова и т.д. Или же упражнения, направленные на обучение продуктивного письма (изменить перспективу рассказа, составить рассказ по картинкам, закончить рассказ, употребляя заданные слова). В результате таких приемов обучения, в определенных точках соприкосновения русского языка и иностранного выступают следующие умения, которые становятся опорой для усвоения лексического и грамматического материала на иностранном языке ( устно- речевые умения, умения , связанные с чтением и письмом). А самое важное, я считаю, активное привлечение детей к сотрудничеству, к сотворчеству для расширения их знаний опираясь на русский язык, который является основой любого знания.


31 июл 2016, 13:52
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 11 мар 2013, 17:46
Сообщения: 14
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Уважаемая Людмила Валентиновна, вот и появилась у меня возможность ответить на ваш отклик на мою программу "Культура Дона". Прошу прощения, что не могла раньше! Во-первых, эту программу можно использовать на всех языках, в том числе и на русском. Во-вторых, её можно использовать при планировании внеурочной деятельности. В 5-6 классах это может быть русский язык, а в более старшем возрасте - иностранный язык.
Если отойти от этой программы, то я могу поделиться небольшим опытом работы совместного проекта учителей и обучающихся - Интернет-радио. Включение членов коллектива в процесс реализации социальных, экологических, общественно-политических и социальных проектов, интересные дискуссии позволили привлечь к участию в эфире многих подростков и рассказать сверстникам о своих отрядах помощников инвалидам, престарелым, о проведённых операциях, волонтерских проектах, о рейдах по благоустройству дворов, улиц, детских площадок в различных районах хутора, о шефских концертах в доме престарелых и инвалидов, о посещении с концертами ветеранов на дому.
Радиопередачи о добрых делах и поступках подростков активизируют их жизненную позицию, развивают инициативность, неравнодушие. Приобретённый позитивный социальный опыт способствует профориентации членов коллектива радио. Некоторые участники Интернет – радио желают в будущем работать в средствах массовой информации, стать журналистами, экологами, социальными работниками.
А главное - подготовка к эфиру, работа в онлайн-режиме способствует формированию элементарной коммуникативной компетенции, активной жизненной позиции обучающихся, желанию достичь более высоких личностных результатов. Реализация данного проекта обеспечивает развитие компетенций, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, предполагающему сотрудничество, уважение и принятие другого, толерантность, взаимодействие с друзьями, сверстниками, родителями, которое предполагает совместное решение проблем различного характера.
В наступающем учебном году мы планируем привлечь к своему проекту учащихся из других школ района и осуществлять эфир, по возможности, во время внеурочной деятельности. До этого мы работали с учащимися вечером. Ведущими были учащиеся 6-10 классов. Если кто-то имеет опыт такой работы и поделится советами, мы будем очень рады!


31 июл 2016, 22:57
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 25 авг 2016, 11:43
Сообщения: 2
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Уважаемые коллеги! И учителя русского языка и родители- все мы должны приобщить подрастающее поколение к чтению книг. Ведь именно чтение-это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллекта.


25 авг 2016, 12:53
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 янв 2011, 20:23
Сообщения: 12
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
На сегодняшний день укрепление позиций русского языка стало стратегическим национальным приоритетом РФ. Поддержка русского языка является актуальной в силу того, что он объединяет многонациональный российский народ и определяет его жизнеспособность. В современных российских школах в последнее время увеличилось количество школьников-инофонов в связи с участившимися миграционными процессами. Таким образом, большинство школ стали или становятся поликультурными. В таком полиэтническом пространстве дети-инофоны испытывают дискомфорт, потому что не владеют русским языком настолько, чтобы на нём обучаться. Существует интересная практика в некоторых странах мира. Первый год пребывания в зарубежной стране посвящается изучению языка, что даёт возможность безболезненного перехода в образовательное учреждение. Возможно, подобный подход к решению проблемы - шаг недалёкого будущего в российских школах. Но сегодня мы имеем дело с контингентом школьников-инофонов, для которых школа является основным коммуникативным пространством. Поэтому задачей учителей-словесников является "погружение" детей в языковую среду. На уроках будут уместны игровые формы работы, различные методы и приёмы работы с произведениями классической литературы, а также русский фольклор. Современные ИКТ дают возможность использовать электронные варианты художественных произведений, озвученные носителями языка, пользоваться электронными словарями и справочниками. Будет эффективным ведение словаря, включающего синонимический ряд лексических единиц. Наиболее продуктивными и востребованными педагогическими технологиями являются личностно-ориентированные деятельностные технологии. На мой взгляд, технология метода проектов даёт возможность показать учащимся красоту "великого, могучего, правдивого и свободного русского языка" и внести свой личный вклад в "сбережение русского языка, литературы как части национальной безопасности".


02 сен 2016, 23:41
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 10 фев 2012, 10:58
Сообщения: 3
Сообщение Re: Русский язык в поликультурном образовательном пространстве
Актуальность программы форума очевидна по числу просмотров сайта (1439), по количеству и географии его участников (36), по качеству предложений и ракурсов решений задач ФЦП « Русский язык» на 2016-2020 годы в региональном образовательном пространстве.
В фокусе конструктивных позиций «софийцев» - участников форума - практики организации современной образовательной среды обучения русскому языку, основанной на сотрудничестве и сотворчестве обучающихся и педагогов, поиск технологий фасилитации педагогической системы учителя-филолога, стимулирования исследовательской, генерирующей новые знания содеятельности обучающихся культуре современного русского языка и педагогов , технологий формирования реальных условий непрерывного профессионального роста учителей в сфере предметно-профессиональных компетенций в контексте перспектив создания национальной системы повышения квалификации. Авторы данных концептов- учителя школ и представители региональной системы дополнительного профессионального образования-Сальникова А.В., Сушкова Г.Е., Ильина Ю.В., Масалова С.Н. и другие в настоящее время работают над систематизацией своих идей в форме статей в региональный журнал, издаваемый в институте, «Практические советы учителю».


19 сен 2016, 16:55
Профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron