Текущее время: 15 окт 2018, 22:18




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Обеспечение качества образования 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Обеспечение качества образования
Уважаемые коллеги!
Кафедра и отдел математики и естественных дисциплин начинает работу форума по проблеме «Обеспечение качества школьного естественно-математического образования в контексте ФГОС
в условиях ГИА и ЕГЭ».
Модераторы форума:
• Винокурова Татьяна Васильевна – начальник отдела математики и естественных дисциплин, председатель областной предметной комиссии по математике;
• Васенькина Наталья Александровна – методист отдела математики и естественных дисциплин, эксперт областной предметной комиссии по математике;
• Зевина Любовь Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и естественных дисциплин.

К участию приглашаются учителя образовательных учреждений, преподающие математику, физику, химию и биологию.
Предлагаем к обсуждению следующие вопросы, наиболее актуальные в условиях введения ФГОС:
1. Обновление контрольно-оценочной деятельности современного учителя в логике ФГОС в условиях ЕГЭ.
2. Обеспечение качества современного урока: от целей к результатам.
3. Причины затруднений обучающихся в процессе решения задач (от простых – к сложным) и возможные пути их устранения.
4. Экспериментальная и исследовательская деятельность школьников как источник опыта творческого осмысления теоретических сведений по предмету.
На форуме Вы можете высказать свое мнение, поделиться опытом, задать интересующие вопросы, получить консультацию специалистов по графику:
04 –06 марта 2013г. – Зевина Любовь Васильевна;
04 – 06 марта 2013г.- Россинская Светлана Александровна, доцент кафедры математики и естественных дисциплин, эксперт областной предметной комиссии по физике;
05, 12 и 26 марта 2013 г. – Барсукова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естественных дисциплин, член областной предметной комиссии по биологии; Кириленко Анастасия Анатольевна, методист отдела математики и естественных дисциплин, эксперт областной предметной комиссии по биологии;
06, 13 и 27 марта 2013 г. – Сажнева Татьяна Владимировна, кандидат химических наук, председатель областной предметной комиссии по химии;
11, 14 и 15 марта 2013 г. – Васенькина Наталья Александровна;
18, 22 марта 2013 г. – Винокурова Татьяна Васильевна.


01 мар 2013, 21:02
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Уважаемые коллеги, добрый день! Приглашаю к разговору на злободневную тему.
Изменения, произошедшие в идеологии и содержании КИМ ЕГЭ по математике после введения его в штатный режим, привели к сложной ситуации, в результате которой старшеклассники, обучаясь в 10-11-х классах алгебре и началам анализа и стереометрии, в итоговой аттестации подвергаются испытанию за весь курс математики с 5-го по 11-й классы. При этом в текстах КИМ лишь 2% заданий, включают учебный материал 10-11-х классов. Причем, характер и содержание заданий существенным образом отличаются от заданий в учебниках и контрольных работах, с использованием которых учитель обучал и контролировал достижение результатов обучения, а ученик учился на протяжении всего периода обучения в школе. Правомерно задать вопрос: Что же делать учителю и школьнику в таких условиях? Образование на старшей ступени грозит превратиться в процесс «натаскивания» старшеклассников на задачи демонстрационной версии ЕГЭ, обучающихся в основной школе – на задачи КИМ ГИА. И это сегодня является большой проблемой массовой школы, которая стоит на пороге введения ФГОС в основную школу.
Как отмечается в методическом письме ФИПИ «О преподавании математики в средней школе с учетом результатов ЕГЭ в 2005 году» (это остается актуальным и сейчас), «в последнее время достаточно популярным стало и такое проведение закрепления, как решение большого числа однотипных упражнений с целью «набития руки». Особо выделим и «новый» прием работы в выпускных классах в конце учебного года – постоянное (в некоторых школах, еженедельное) выполнение работ, составленных по типу ЕГЭ. Большинство учителей не имеют и тени сомнения в том, что выполнение учащимися большого числа однотипных заданий – совершенно необходимое условие успешного усвоения и залог успеха. Правда, они же вынуждены констатировать, что однотипные задачи «сильным» ученикам скучны и неинтересны. Давно известно, что однотипность упражнений при обучении математике приводит к механическому, бездумному решению учащимися задач и примеров. Сплошь и рядом бывают случаи, когда учащиеся как будто неплохо решают однотипные примеры и задачи по только что повторенной теме, а спустя некоторое время не могут решить такие же задания и примеры. Следовательно, однотипные упражнения, необходимые для образования у учащихся прочных навыков, создают в большинстве случаев лишь видимость успеха». Умение проводить анализ ситуации и делать выводы на основании имеющихся теоретических знаний, безусловно, одна из самых важных составляющих успеха обучающихся на экзамене по математике – по-прежнему остается вне поля зрения педагога и школьника в массовой школе.
Если процесс обучения в школе строится не на понимании учениками смысла теоретических фактов, а на их запоминании и заучивании алгоритмов и образцов решений (пусть даже самых оригинальных или рациональных) математических задач, без включения их в активную мыслительную деятельность, не стоит рассчитывать на решение проблемы качества школьного математического образования. При этом формат проведения итоговой аттестации выпускников не играет никакой существенной роли.
И до введения ЕГЭ, и до введения ЕГЭ в штатный режим и в настоящее время в условиях обновленной версии ЕГЭ, выпускники допускают все те же грубые ошибки, свидетельствующие о несформированности прочной базовой математической подготовки.
Как необходимо перестроить процесс обучения на уроках математики, чтобы достичь успеха?
Каковы причины затруднений обучающихся в процессе решения задач (от простых – к сложным) и возможные пути их устранения?

Предлагаю изучить материалы форума "Ориентиры развития. Позиция ведущих консультантов" (модератор Л.М. Оганезова, Е.Е. Алимова) на сайте нашего института по адресу viewtopic.php?f=32&t=487
и высказать свое мнение, поделиться идеями и опытом решения обозначенных проблем.
С уважением, Зевина Любовь Васильевна


02 мар 2013, 17:18
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2013, 20:34
Сообщения: 10
Сообщение Re: Обеспечение качества школьного физического образования
Единый государственный экзамен по физике пока еще не введен в штатный режим, но проблемы при обучении физике, являющейся основой естественнонаучного цикла, а в прикладном плане – основой инженерного творчества, стоят не меньшие. Негативное влияние на качество школьного физического образования оказывают:
- недопустимо низкое количество часов, отводимых на физику в общеобразовательной школе (2 часа в неделю); такое изучение предмета является ознакомительным и не позволяет помочь детям понять смысл физических законов, научить их описывать и объяснять физические явления, решать задачи на применение изученных законов, а следовательно – подготовить к успешной сдаче ЕГЭ;
В методических рекомендациях о преподавании физики в общеобразовательных учреждениях Ростовской области в рамках БУП-2004 по первой из выше рассмотренных позиций было предложено следующее:
Необходимо увеличить число часов на изучение физики в VII классе до 3 часов в неделю за счёт компонента образовательного учреждения, чтобы на первом этапе обучения:
 изучение физики сделать доступным и интересным, выявить способности каждого школьника;
 сделать возможным изложение основных понятий и закономерностей на таком уровне, на котором они будут использоваться в дальнейшем (строгость в изложении).
При организации предпрофильной подготовки в 9 классе желательно предусмотреть возможность изучения предметных курсов по выбору (в объеме не менее 17 часов за счёт компонента образовательного учреждения) с целью повышения мотивации к изучению физики. В силу возрастных особенностей учащихся 7-9 классов при изучении физики больше времени следует уделить демонстрационному и лабораторному эксперименту.
В старшей школе, в 10-11 классах рекомендуется добавить 1 час за счёт компонента образовательного учреждения путем предоставления возможности выбора элективных курсов по физике в связи с необходимостью организации подготовки к единому государственному экзамену и создания условий для обучающихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям.
- недостаточная укомплектованность физических кабинетов современным оборудованием, цифровыми лабораториями, в связи с чем даже появилось такое понятие как «меловая физика», когда процесс обучения не позволяет сформировать у школьников индивидуальную картину мира на основе современной физической картины мира, т.к. строится не на практическом использовании ими физических знаний, а на заучивании отдельных формулировок без понимания, для чего это делается; изучение предмета на таком уровне расчитано на то, чтобы кое-как сдать экзамен по физике и через неделю – другую успешно забыть все, что изучалось;
- использование результатов ЕГЭ в качестве основной оценки работы учителя;
- «натаскивание» школьников на сдачу ЕГЭ, что способствует существенному сужению области изучения предмета – заинтересованность школьников современными достижениями физики, в частности, в области нанотехнологий, меркнет перед страхом не сдать ЕГЭ.
Каков выход из создавшейся ситуации?
Первые три позиции могут быть рассмотрены на государственном уровне. А что зависит от учителя? Как можно оптимизировать процесс обучения, чтобы школьники были успешны при сдаче ЕГЭ?
Предлагаю поучаствовать в обсуждении проблемы качества современного школьного физического образования, высказать свои идеи, внести свои предложения.


Последний раз редактировалось Rossinskaya SA 04 мар 2013, 19:27, всего редактировалось 1 раз.



02 мар 2013, 23:22
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 04 мар 2013, 13:36
Сообщения: 1
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Уважаемая Светлана Александровна, здравствуйте! Я целиком и полностью согласна с вами в вопросе заинтересованности детей физикой. Их действительно можно заинтересовать этим предметом, если показывать опыты, эксперименты, способы работы с приборами, давать им ими пользоваться, даже рискуя тем, что они что-то испортят. Если это будет ещё и красочно, то они наши. Однако здесь возникает много проблем материального характера. Материальная база кабинета физики сейчас пополняется только "бумажками" т. е. плакатами, наглядными пособиями в виде стендов, литературой и т. п. Это всё хорошо, но чтобы ребёнок захотел понять всё, что там написано, необходимо их заинтересовать, заинтересовать их можно (см. выше) если показывать опыты, эксперименты, способы работы с приборами, давать им ими пользоваться, даже рискуя тем, что они что-то испортят. Получается порочный круг, который разорвётся когда в понятие "оснащение кабинета целевого назначения" будут входить например термометры с пределом измерения 100 градусов по шкале Цельсия, линзы, провода с удобными контактами и т. п. Сейчас школа не имеет права покупать за выделяемые ей средства те приборы и материалы, которые способствуют качественному усвоению предмета, необходима ждать какие-то возможные целевые поставки. Значит если в кабинете после этой поставки прибор выйдет из строя, я должна обходится без него ещё неизвестно сколько времени, или искать спонсора. Решение этой проблемы я вижу в следующем. Во-первых приборы и материалы необходимые для лабораторных работ и демонстраций включить в список целевого назначения, на ряду с плакатами и стендами, во вторых целевые поставки предметных кабинетов производить во все школы, в какой-то определённый срок, а не единичным "счастливчикам". В лаборантской нашей школы основная масса лабораторного оборудования прошлого века, встречаются раритеты 50-х годов, которые годятся в музей, но не для демонстрации достижений науки и техники.


04 мар 2013, 18:27
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2013, 20:34
Сообщения: 10
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Здравствуйте, Алла Владимировна! Спасибо за столь содержательное сообщение, но хотелось бы услышать, что Вы как учитель-практик могли бы предложить для оптимизации процесса обучения, для качественной подготовки детей к сдаче ЕГЭ в существующих условиях: какие приемы, методики, формы организации работы.


04 мар 2013, 19:52
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 04 мар 2013, 18:11
Сообщения: 2
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Здравствуйте! Мне хочется присоединиться к обсуждаемой теме. Действительно, часов физики катострофически мало, особенно не хватает времени на решение задач.Но несмотря на это, надо повышать мотивацию.Я считаю, что для повышения качества школьного физического образования, необходимо как можно раньше выявлять деток, способных к исследовательской деятельности. Это приводит к развитию их физического мышления и творческих способностей. Надо проводить исследовательские проекты, вовлекая в них как можно больше ребят, возможно и тех , кто ещё не изучает физику. Когда появится интерес, тогда появится стремление к приобретению знаний. И к ЕГЭ ребята подойдут более осознанно.


04 мар 2013, 20:14
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 03 мар 2013, 12:50
Сообщения: 6
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Здравствуйте, уважаемая Любовь Васильевна!!! Тема, затронутая Вами, на мой взгляд, очень актуальна. Она волнует и учителей, и учеников, и их родителей. Полностью разделяю Ваше мнение о том, что характер и содержание заданий на ГИА и ЕГЭ существенно отличаются от заданий в учебниках. Поэтому я считаю, подготовка к экзамену должна означать изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых в ГИА и ЕГЭ. Кроме того, необходимо выявлять и ликвидировать отдельные определенные пробелы в знаниях учащихся, вести тематический учет знаний, пробелов; ввести зачетную систему контроля знаний по темам; больше внимание придавать развитию вычислительных навыков. Это необходимо делать не только и не столько в 9 классе или в 11, а на более ранних стадиях обучения. В связи с тенденцией усиления роли практико-ориентированных заданий в КИМах, в своей работе с учащимися стараюсь расширить диапазон подобных заданий. Еще хотелось бы высказать свое мнение по поводу нововведений в ГИА по математике в 2013 году. На мой взгляд, разделение по времени выполнения заданий по алгебре, геометрии и реальной математике ограничивает право ученика оценить свои возможности и выбрать те задания, которые он считает посильными для себя. Это проще сделать, имея перед глазами все задания сразу. Особенно это актуально для учащихся с низкой мотивацией к учебе и не совсем уверенных в своих знаниях учеников. Хотя идея раздельного оценивания предметов «Алгебра» и «Геометрия» мне кажется правильной.


04 мар 2013, 23:35
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2013, 20:34
Сообщения: 10
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
И такой опыт, Елена, существует. Учитель физики высшей квалификационной категории МОБУ лицея №28 г.Таганрога, Дзюба Татьяна Владимировна, очень увлеченнно работает с учащимися 5-х, 6-х классов. Она приняла активное участие в апробации пропедевтического курса "Физика, химия 5-6" Гуревича А.Е., свой выбор и особенности использования данного УМК обосновывает так: "Прежде чем человек начинает что-то делать, он задает себе вопросы: Для чего? Как? Каков будет результат? Вначале своей работы с учащимися 5-го класса. Я также искала ответы на эти вопросы. Для чего маленькому школьнику физика? Как я смогу объяснить материал за 1 час в неделю, чтобы детям и понравилось, и запомнилось, тронуло их юные души и, в дальнейшем, помогло из малышей сформировать учащихся с большим интересом к предмету физика, продолжателей дела великих ученых или просто людей, умеющих на практике без проблем применить свои знания, полученные в школе. Для решения всех поставленных проблем я на основе программа курса "Физика. Химия" для 5-6 классов общеобразовательной школы Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. составила программу, рассчитанную на 1 час в неделю, исключив некоторые разделы или сгруппировав их. Лабораторные работы разбила на две части: выполняемые дома и в классе.
Конечно, младшие школьники требуют много времени для записи информации, но они быстро думают, выдают весьма интересные идеи, иногда ориентируются при выполнении эксперимента быстрее, чем старшеклассники. Наблюдая это процесс, можно утверждать, что формирование личности целесообразно начинать в раннем возрасте. Именно в 5-6-х классах у детей возникают внутренние вопросы, на которые может ответить физика. Она поможет школьнику понять природу окружающих явлений, а, главное, научит применению физических законов в технике и повседневной жизни. В этом возрасте возможно заложить не только интерес к предмету, но и активно развивать на уроке все виды мышления. При этом необходимо дать ученику возможность познавать мир в соответствии с его интересами, способностями, особенностями, реализуя принцип «учение без принуждения». Очень важно, чтобы теоретическая часть учебного материала неразрывно была связана с практической. Современные школьники с интересом выполняют не только реальные, но и виртуальные лабораторные работы, активно используя информационные технологии. Учащимся можно предложить различные творческие задания на выбор, например, самостоятельное изготовление физических приборов.
Заключительным этапом обучения в 6 классе является создание небольших творческих проектов учащимися, как результат практического применения полученных в ходе изучения данного курса знаний".


04 мар 2013, 23:53
Профиль Отправить личное сообщение

Зарегистрирован: 26 май 2011, 13:10
Сообщения: 1
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Зависит ли качество образования по химии только от профессионализма учителя?

_________________
Сажнева Татьяна Владимировна, кандидат химических наук, председатель областной предметной комиссии по химии


05 мар 2013, 13:11
Профиль Отправить личное сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Обеспечение качества образования
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо за неравнодушие к проблемам современной школы и проявленную активность.
Рада тому, что на страницах нашего форума завязался содержательный разговор и выделились отдельные темы.
Поэтому для удобства общения хочу предложить выйти на общение по конкретным вопросам, выделив их в специальные темы, не теряя при этом обсуждения общей проблемы качества образования в целом.

И еще, может быть, стоит задуматься над тем, что у нас у всех (и учителей математики, и физики, и химии, и биологии) есть общие "болевые" точки, которые на надпредметном уровне можно решать одними и теми же средствами, не так ли?
Есть, наверное, и конкретные теоретические вопросы, непонимание которых школьниками в одних предметах, тормозит успешное освоение содержания других, и снижает качество образования в целом. Можно обозначить такие вопросы на нашем форуме.

Желаю всем продуктивного общения!
И еще, прошу Вас, называйте себя в конце сообщения, чтобы можно было обратиться к Вам.

С уважением, Зевина Любовь Васильевна.


05 мар 2013, 15:52
Профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 25 ]  На страницу 1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти: