Текущее время: 25 сен 2017, 04:47




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 
Экспериментальная и исследовательская деятельность 
Автор Сообщение
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Экспериментальная и исследовательская деятельность
Уважаемые коллеги!
Предлагаю начать обсуждение проблемы "Экспериментальная и исследовательская деятельность школьников как источник опыта творческого осмысления теоретических сведений по предмету", приглашая к разговору не только учителей физики.
Для начала разговора повторю информацию доцента кафедры математики и естественных дисциплин Россинской Светланы Александровны, предоставленную Вашему вниманию на общей странице форума по проблеме качества образования, с некоторыми дополнениями в тексте.

В нашем регионе существует инновационный опыт раннего обучения физике, когда практическая деятельность младших школьников становится источником новых знаний и опыта.
Учитель физики высшей квалификационной категории, победитель ПНПО, Абсолютный победитель регионального Фестиваля-Конкурса "Учитель профильной школы" (более подробно по адресу http://www.roipkpro.ru/kafmied.html?start=24), учитель-экспериментатор областной пилотной площадки МОБУ лицея №28 г.Таганрога Дзюба Татьяна Владимировна очень увлеченно работает с учащимися 5- 6-х классов. Она приняла активное участие в апробации пропедевтического курса "Физика, химия 5-6" Гуревича А.Е., свой выбор и особенности использования данного УМК обосновывает так: "Прежде чем человек начинает что-то делать, он задает себе вопросы: Для чего? Как? Каков будет результат? Вначале своей работы с учащимися 5-го класса. Я также искала ответы на эти вопросы. Для чего маленькому школьнику физика? Как я смогу объяснить материал за 1 час в неделю, чтобы детям и понравилось, и запомнилось, тронуло их юные души и, в дальнейшем, помогло из малышей сформировать учащихся с большим интересом к предмету физика, продолжателей дела великих ученых или просто людей, умеющих на практике без проблем применить свои знания, полученные в школе. Для решения всех поставленных проблем я на основе программа курса "Физика. Химия" для 5-6 классов общеобразовательной школы Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. составила программу, рассчитанную на 1 час в неделю, исключив некоторые разделы или сгруппировав их. Лабораторные работы разбила на две части: выполняемые дома и в классе.
Конечно, младшие школьники требуют много времени для записи информации, но они быстро думают, выдают весьма интересные идеи, иногда ориентируются при выполнении эксперимента быстрее, чем старшеклассники. Наблюдая это процесс, можно утверждать, что формирование личности целесообразно начинать в раннем возрасте. Именно в 5-6-х классах у детей возникают внутренние вопросы, на которые может ответить физика. Она поможет школьнику понять природу окружающих явлений, а, главное, научит применению физических законов в технике и повседневной жизни. В этом возрасте возможно заложить не только интерес к предмету, но и активно развивать на уроке все виды мышления. При этом необходимо дать ученику возможность познавать мир в соответствии с его интересами, способностями, особенностями, реализуя принцип «учение без принуждения». Очень важно, чтобы теоретическая часть учебного материала неразрывно была связана с практической. Современные школьники с интересом выполняют не только реальные, но и виртуальные лабораторные работы, активно используя информационные технологии. Учащимся можно предложить различные творческие задания на выбор, например, самостоятельное изготовление физических приборов.
Заключительным этапом обучения в 6 классе является создание небольших творческих проектов учащимися, как результат практического применения полученных в ходе изучения данного курса знаний".

Надеюсь на конструктивное обсуждение поднятой проблемы.
С уважением, Зевина Любовь Васильевна


05 мар 2013, 16:09
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Уважаемая коллега Е.Мироненко, спасибо за участие в работе форума!
Размещаю Ваше сообщение на этой странице форума, поскольку оно имеет прямое отношение к обозначенной теме для дискуссии.

Цитата:
Елена Мироненко » Вчера, 20:14

Здравствуйте! Мне хочется присоединиться к обсуждаемой теме. Действительно, часов физики катастрофически мало.Особенно не хватает времени на решение задач.Но несмотря на это, надо повышать мотивацию.Я считаю, что для повышения качества школьного физического образования, необходимо как можно раньше выявлять деток, способных к исследовательской деятельности. Это приводит к развитию их физического мышления и творческих способностей. Надо проводить исследовательские проекты, вовлекая в них как можно больше ребят, возможно и тех , кто ещё не изучает физику. Когда появится интерес, тогда появится стремление к приобретению знаний. И к ЕГЭ ребята подойдут более осознанно.



Приглашаю к обсуждению темы. Тем более, что в рассуждениях учителя, если я верно поняла, есть некоторое противоречие.
Учитель Е. Мироненко пишет сначала о том, что необходимо "...как можно раньше выявлять деток, способных к исследовательской деятельности. Это приводит к развитию..." А потом пишет о том, что "надо проводить исследовательские проекты, вовлекая в них как можно больше ребят..."
С уважением, Зевина Любовь Васильевна


05 мар 2013, 20:02
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Накануне праздника поздравляем всех участниц форума с наступающим МЕЖДУНАРОДНЫМ ЖЕНСКИМ ДНЕМ!
Желаем здоровья и хорошего весеннего настроения!
Пусть Ваша работа приносит Вам радость, а Ваши ученики будут успешны и благодарны Вам!
Пусть удача сопутствует Вам во всех начинаниях!

С уважением, Зевина Любовь Васильевна
и все сотрудники кафедры и отдела математики и естественных дисциплин.


07 мар 2013, 19:27
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2013, 20:34
Сообщения: 10
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Уважаемые коллеги, присоединяюсь к поздравлению Любови Васильевны с МЕЖДУНАРОДНЫМ ЖЕНСКИМ ДНЕМ! Надеюсь, Вас не оставит равнодушными стихотворение ВЕСНА Бориса Вольфсона – ученого, математика, поэта, который убежден, что математика - одна из самых гуманитарных, даже поэтических наук:

Дни не потеплели,
Дует из окна.
Но уже неделю
За окном весна.
Зябко пожимает
Тоненьким плечом
Веточка живая –
Все ей нипочем.
Воробьиной стаей
Налетает март,
Школяров сметая
С надоевших парт.
Будто год не прожит,
Жизни новизной
Дразнит и тревожит
Каждою весной.
Снегом не примяты,
В рост идут «на вы»
не зимы приметы -
стрелочки травы.
И- демисезонно –
Взгляд, синее дня
Из-под капюшона.
озарит меня.


08 мар 2013, 00:16
Профиль

Зарегистрирован: 11 мар 2013, 18:04
Сообщения: 4
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Экспериментальная и исследовательская деятельность играет важную роль в формировании мотивации к изучению физики. При помощи такого вида работы учащиеся активно включаются в процесс обучения. Одним из видов такой деятельности является технология изобретательских задач, учащиеся выполняют эксперименты, конструируют приборы и доказывают правоту своей теории с точки зрения физики. То есть они получают не готовый шаблон, я являются исследователями сами. При помощи исследований любой ученик, даже имеющий невысокие результаты по физике может проявить себя, т.к. выполняет интересную работу по понравившейся тематике. Результат получает здесь и сейчас, защитив свою работу в классе, затем на конкурсе, например., а не через года как мы обещаем им,что это пригодится.


11 мар 2013, 18:26
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2013, 20:34
Сообщения: 10
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Екатерина, Вами затронут очень важный инструмент развития ребенка в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности – использование на уроках физики технологического подхода, в частности, технологии изобретательских задач. Хотелось бы ознакомиться с тематикой ученических исследовательских работ, самими работами, подробнее узнать о данной технологии, получить от Вас полезные ссылки по данной проблеме.
Бытует мнение о том, что технология убивает творчество. А может дело обстоит совсем иначе, и знание, а главное понимание той или иной технологии учителем и умение ее грамотно применять позволяет сэкономить время на уроке, создать условия для осуществления ребенком творческого процесса обучения на более высоком качественном уровне?

Уважаемые коллеги! Предлагаю высказать свое мнение по данному вопросу, поделиться своими наработками, рассказать, как Вы с учениками организуете экспериментальную и исследовательскую деятельность на уроке.


15 мар 2013, 00:32
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо всем, кто принял участие в нашем форуме.
Слова благодарности всем коллегам за полезные ссылки по обсуждаемым проблемам.

Проблема организации экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся в естественно-математическом образовании по-особому актуальна в условиях введения ФГОС.
Сегодня еще есть возможность обсудить многие вопросы и подготовиться к реализации новых стандартов в основной школе.
Поэтому приглашаю открыто высказывать свои профессиональные затруднения, задавать вопросы, чтобы вместе обсудить и найти причины затруднений, установить возможные пути их устранения.

Кафедрой отделом математики и естественных дисциплин каждый год проводятся курсы повышения квалификации как на базе института, так и в отдельных территориях.
Также проводятся консультации, выездные методические семинары по оказанию адресной помощи педагогам (по заявкам территорий, отдельных образовательных учреждений). Творческие группы учителей математики, биологии, химии, физики совместно разрабатывают учебно-методические материалы по различным актуальным проблемам.
Ежегодно до мая месяца от территорий принимаются заявки на оказание методической помощи, проведение консультаций, организацию и проведение курсов повышения квалификации (КПК - краткосрочных и длительных), которые учитываются при планировании деятельности всех подразделений института на новый учебный год. План КПК можно найти по адресу http://www.roipkpro.ru/areasofwork/ucheb.html

Ежегодно накануне Дня учителя нашей кафедрой и отделом проводится Региональный Фестиваль-Конкурс "Учитель профильной школы", в котором Вы можете принять участие. Фестиваль стал оригинальной формой повышения квалификации творческих педагогов и управленцев нашего региона (подробнее по адресу http://www.roipkpro.ru/proect-mied.html ).
Работа форума подошла к своему завершению.
Просьба ко всем участникам, высказать свое мнение о пользе данного форума.

С уважением, Зевина Любовь Васильевна.


27 мар 2013, 20:33
Профиль

Зарегистрирован: 06 мар 2013, 11:32
Сообщения: 7
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Добрый день, уважаемые коллеги!
С работой экспериментальной площадки по учебнику Г.К. Муравина, можно познакомиться по адресу:

http://www.proshkolu.ru/org/102-272/folder/65034/

Радченко С.Г.


28 мар 2013, 11:06
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 27 апр 2012, 14:26
Сообщения: 42
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Возобновляем разговор по данной теме, которая становится наиболее актуальной в условиях реализации ФГОС.
Предлагаю поделиться опытом организации экспериментальной и исследовательской деятельности в урочное и во внеурочное время.
Здесь можно задать волнующие Вас вопросы, поделиться опытом и высказать свое профессиональное мнение в контексте рассматриваемой проблемы.

В качестве начала нашего профессионального общения на данной страничке форума предлагаю обсудить следующие вопросы:
1. В чем принципиальное отличие исследовательской и проектной деятельности?
2. Насколько характерна проектная деятельность для естественно-математического образования?
3. Как включить учащихся в самостоятельную исследовательскую деятельность?
4. Эксперимент и его место в естественно-научном образовании.
5. Каково соотношение реального и виртуального эксперимента?
6. Использование электронных образовательных ресурсов с целью организации экспериментальной и исследовательской деятельности в естественно-математическом образовании: эффекты и риски.

С надеждой на конструктивный диалог,
Зевина Любовь.


05 ноя 2014, 20:11
Профиль
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 май 2011, 14:00
Сообщения: 4
Сообщение Re: Экспериментальная и исследовательская деятельность
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Очень рада возобновить общение на форуме!
Предлагаю обсудить проблему:
Результаты международных сопоставительных исследований PISA показывают отставание российских подростков от сверстников из большинства развитых стран мира по ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям, в том числе по владению умениями применять полученные знания на практике. Это во многом является следствием недостаточного распространения деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий и слабого развития профильного образования, особенно в области естественных наук и технологии.


23 янв 2017, 23:36
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 10 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron