29.04.2015

Печать

ИНФОРМАЦИЯ

о проведении в РИПК и ППРО курсов повышения квалификации для педагогов, организующих шахматный всеобуч в общеобразовательных учреждениях Ростовской области

Летом 2012 года Ростовская область стала участником нового грандиозного проекта по внедрению в систему общеобразовательных учреждений всеобщего шахматного образования для младших школьников.

История, совершив виток, снова обратила внимание школьного образования на шахматную игру. Ещё в 20-е гг. прошлого столетия  целенаправленно внедрялись шахматы в школы Советского государства. Тогда был провозглашен лозунг: «Шахматы – могучее оружие интеллектуальной культуры».

 После второй мировой войны в 50-е гг. начался массовый эксперимент. Уроки шахмат велись в начальной школе и средних классах. Официально был признан факультатив «Шахматы». Началась подготовка учителей шахмат в педагогических вузах и институтах физической культуры.

В конце 60-х гг. была опубликована первая программа по обучению шахматам, а также началось научное изучение проблемы. Вплоть до 80-го года эксперимент расширялся, накапливался опыт. Уроки шахмат велись в отдельных классах и в школе в целом. Была поставлена новая цель – распространение шахмат в старшей школе.

В 1993 году вышел приказ Министерства образования РФ о реализации проекта «Шахматы детям». На следующий год был разработан 3-х летний научно-обоснованный Федеральный учебный курс «Шахматы – школе» (автор И.Г. Сухин).

В 1995 году в Республике Калмыкия по инициативе Президента Республики К.Н. Илюмжинова шахматы становятся обязательным учебным предметом. В 2000 году данную инициативу поддерживает Республика Саха.

 В 2004 году издаётся Приказ Министерства образования РФ № 2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».

С 2006 года в Якутии, Москве, Томске, Ханты-Мансийске проводится международная научно-практическая конференция «Шахматное образование – важнейший ресурс мировой системы образования».

В 2012 году Европарламентом принята Декларация «Шахматы в школе», в которой шахматы впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы образования и перспективная учебная дисциплина.

Летом 2012 года Правительство Ростовской области в лице губернатора В.Ю. Голубева совместно с  Шахматной Федерацией Ростовской области  поддержало инициативу Председателя Правительства РФ, Председателя Наблюдательного Совета Российской шахматной Федерации А.В. Дворковича о внедрении всеобуча по шахматам в общеобразовательных учреждениях региона. Министерством общего и профессионального образования Ростовской области были созданы необходимые условия для начала реализации данного проекта в школах. Из муниципальных отделов образования поступили заявки на обучении около 800 человек.

Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования активно включился в создание необходимых условий для  реализации процесса обучения педагогов. В августе 2012 года была получена лицензия на реализацию данной программы. Был обновлён и пополнен библиотечный фонд института учебно-методическим обеспечением,  современными программами (в т.ч. компьютерными), пособиями, учебниками по обучению детей игре в шахматы. Были приобретены напольные шахматы. Институт получил государственный заказ на обучение педагогов региона.  

Осенью 2012 года в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки начался процесс повышения квалификации педагогов, организующих шахматный всеобуч в начальных классах в рамках реализации внеурочной деятельности.

Образовательная программа повышения квалификации «Методика обучения игре в шахматы» рассчитана на 72 учебных часа и направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов в сфере шахматного образования. Научно-методическое сопровождение реализации программы дополнительного профессионального образования осуществляет проректор по учебно-методической работе Алимова Е.Е., к.псих.наук. Программа содержит три модуля. Первый раскрывает концептуальную и законодательно-правовую основу реализации шахматного всеобуча (разработчик - к.п.н., доц. Певицына Л.М.). Второй посвящен психолого-педагогическим аспектам обучения игре в шахматы (разработчики: к.псих.н., доц. А.Ф. Березин и к.п.н. А.В. Тищенко). Третий направлен на освоение методики и практики обучения игре в шахматы (в т.ч. с использованием ИКТ) (разработчики: к.п.н., доц. Л.М.Певицына, аспирант В.В. Шеронов, к.п.н. И.С. Коновалова).

Содержание образовательной программы развивает у педагогов знания и умения, базирующихся на  методологических и нормативно-правовых основах, совершенствует психолого-педагогическую и методическую культуру для реализации шахматного образования школьников, развития их личностных, метапредметных и предметных деятельностных характеристик в контексте требований ФГОС.

В  2012/2013 учебном году  реализацию программы повышения квалификации педагогов, организующих шахматный всеобуч  руководство института поручило двум кафедрам: кафедре методики воспитательной работы (зав. каф. к.п.н., доц. А.М. Рябченко)  и кафедре педагогики (зав. каф. к.п.н., доц. В.Г. Гульчевская). Тогда было обучено шесть учебных групп, общим количеством 151 педагог общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Три группы специалистов прошли повышение квалификации на базе института, по одной группе в городах Таганроге, Волгодонске и Семикаракорске.

С 2013/2014 учебного года к реализации программы подключилась  кафедра начального образования (зав. каф. к.п.н.  Т.Ф. Пожидаева). За этот учебный год силами трёх кафедр было обучено девять учебных групп, общим количеством 223  педагога. Семь групп специалистов прошли повышение квалификации на базе института, одна в г. Волгодонске и одна в г. Азове.

В 2014/2015 учебном году уже прошли обучение десять учебных групп общим количеством  237 человек. Пять групп были обучены на базе института,  по две группы в г. Таганроге и в г. Шахты и одна группа в г. Волгодонске и еще одна группа будет обучена к концу мая 2015 г. (по плану – 25 человек) на базе института. За три учебных года количество педагогов, прошедших обучение в рамках шахматного всеобуча составит 636 человек.

Процесс повышения квалификации обеспечивается преподавателями института, а также приглашенными преподавателями по шахматам: А.Н. Аракеловым, О.Н. Иконниковой, В.В. Шероновым, А.И. Петрушиным, Г.А. Плокидиной, В.А. Спыну, С.Н. Мугу и др., имеющими большой опыт в обучении игре в шахматы детей и взрослых, ведущими научно-исследовательскую и издательскую деятельность в этом сфере. Они все творчески подходят к учебному процессу при проведении практических занятий по обучению педагогов игре.

Состав учебных групп представлен педагогами различных специальностей. Большинство – это учителя начальных классов, затем – учителя физической культуры и преподаватели-организаторы ОБЖ, а также учителя других предметов (технология, история, математика, иностранный язык, информатика и др.). При этом обучение проходят и педагоги дополнительного образования детей, которые реализуют внеурочную деятельность в школе.

Входное анкетирование, проводимое в начале процесса обучения, свидетельствует об имеющихся у педагогов затруднениях:

  • в разработке учебных программ, соответствующих требованиям ФГОС;
  • в построении процесса обучения на основе современных образовательных технологий;
  • организации учебного процесса с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с одарёнными детьми и детьми, проявляющими асоциальное поведение, а также в работе с  родителями.

В начале  обучения большинство педагогов относят себя к категории «слабо играющих в шахматы» или «не умеющих играть в шахматы». Приходят на обучение и педагоги, являющиеся мастерами данной игры, однако их количество не превышает 1-1,5% от общего количества педагогов.

Отслеживание результативности проведения курсов демонстрирует положительную динамику в знаниях, умениях и уровне готовности обучать детей шахматной игре, а также разрабатывать программы и технологические карты занятий с использованием технологий развивающего обучения.

Особенно отмечается слушателями удовлетворённость в получении ими знаний по вопросам: целеполагания; организации процесса обучения; роли и места информационных технологий в обучении; формирования универсальные учебные действия (УУД), посредством обучения шахматам;  влияния шахматной игры на психологическое развитие младшего школьника и др. При этом большинство слушателей (около 80%)  выражают пожелание в увеличении количества практических занятий по шахматам на базе школ, имеющих передовой опыт реализации шахматного всеобуча.

Одновременно слушатели отмечают высокий профессионализм, доброжелательность и творчество преподавательского состава. Педагоги также рады возможности в процессе курсов пообщаться и поделиться опытом и наработками с коллегами.

 К окончанию курсов педагоги готовят и защищают педагогические проекты в форме учебных программ по шахматам, учебно-тематических планов, методических разработок или технологических карт занятий по обучению игре в шахматы.

Так, одна из слушательниц курсов повышения квалификации учитель математики МБОУ СОШ № 32 г. Ростова-на-Дону Мугу Светлана Александровна в декабре 2014 года заняла второе место во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», представив на конкурсе урок по шахматам.

В 2015/2016 учебном году планируется обучить ещё 250 педагогов, организующих шахматный всеобуч в Ростовской области. Одновременно встаёт проблема продолжения обучения шахматам детей в основной школе. Также рассматриваются вопросы об открытии инновационных площадок на базе школ, имеющих положительную практику реализации шахматного всеобуча для расширения и качественного научно-экспериментального и практического развития  данной работы в регионе и стране.

 

Баннер
Баннер

buy Cytotec online