21.06.2013

Печать

Завершился первый год шахматного всеобуча в Ростовской области. Проект организации внеурочной деятельности в начальной школе стартовал в сентябре 2012 г. По оценкам профессионального педагогического   сообщества он стал значительным этапом в реализации новых образовательных стандартов. 

 В XXI веке мы постоянно сталкиваемся с проблемой выбора: профессии, инвестора, источника информации, поставщика услуг. Умение принимать правильное решение, комплексно увидеть ситуацию должно формироваться с раннего детства. Многие педагоги отмечали колоссальный потенциал шахмат в образовании. Еще Василий Сухомлинский говорил о том, что «без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».

Сегодня можно говорить о том, что шахматный всеобуч становится потребностью общества. Массовое обучение игре во всех донских начальных школах может быть возможным ответом на вызовы современности, которые ставят новые задачи перед российским общим образованием. Важнейшая из них – научить детей и подростков учиться, быть когнитивно самостоятельными, уметь делать правильный выбор, помочь овладеть универсальными компетенциями для достижения личностных и метапредметных результатов.

Проект вице-премьера РФ Аркадия Дворковича был поддержан губернатором Ростовской области Василием Голубевым на торжественном открытии 4 августа 2012 года Шахматного павильона в Таганроге. Однако региональное образование столкнулось с проблемой фактической неготовности школ реализовать всеобуч и необходимости начинать шахматный ликбез с всеобуча педагогов школ. Так, исследование готовности педагогических кадров к внедрению проекта минобразования Ростовской области выявило потребность в обучении 800 человек в течение трех лет.

Центром всеобуча стал Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. На его базе была разработана программа «Методика обучения игре в шахматы» общим объемом 72 часа и проведен первый этап обучения. В 2012/2013 учебном году документ о повышении квалификации был вручен выпускникам 6 групп - 148 работникам образования из Ростова-на-Дону, Батайска, Волгодонска, Новочеркасска, Таганрога, а также Багаевского, Красносулинского и Семикаракорского районов Ростовской области. Среди них учителя начальных классов, физической культуры, педагоги дополнительного образования, профессиональные тренеры-шахматисты.

К каждому слушателю преподаватели института находили индивидуальные подходы, давая именно то, что ему необходимо для обучения методике игры в шахматы. «Учителям было сложно разобраться с техниками, правилами игры, методикой преподавания. Тренерам, работающим в системе дополнительного образования, предстояло освоить педагогические технологии обучения в условиях всеобуча для полных классов в режиме еженедельных занятий», — рассказал проректор по учебно-методической работе института Елена Алимова.

По словам преподавателя программы Виктора Тищенко, «уровень первоначальной подготовки педагогов был настолько разным, что некоторые даже начинали обучение со словами: "Я никогда не играла в шахматы, боюсь, что у меня не получится"». Страх преодолевали в первом блоке – 36 часах обучения правилам игры, стратегии и тактике шахматного боя. Коллеги помогали друг другу взаимообучением, разбирали удачные и неудачные партии.

Образовательная программа охватывала нормативную базу, психолого-педагогические основы игры в шахматы для психологического развития ребенка, педагогические приемы, программное обеспечение, информационные технологии в шахматном всеобуче и саму методику обучения игре. По словам разработчика методической программы курса Ларисы Певицыной, «первый блок строится по стандартным обучающим схемам, описанным в методических рекомендациях И. Сухина, и преподают его специалисты-шахматисты: Галина Плокидина, Александр Петрушин, Андрей Аракелов, Эдуард Надозор и др. Второй же предусматривает решения нескольких задач. Наиболее значимой оказывается трансформация представлений учителей о шахматах не как о спорте или игре, а как об образе жизни и мышлении, доска превращается в своеобразное поле жизни».

Основным компонентом в обучении педагогов стали игровые ситуации, максимально приближенные к реальным школьным урокам с учениками начальных классов. Итоговое занятие проходило в форме презентации проекта урока с методическим обоснованием, а после — круглый стол с обсуждением, обменом впечатлениями, обратной связью.

Обратная связь показала, что большинство практиков считает рамки в один академический час в неделю недостаточными для адекватного обучения игре в шахматы. Дети не успевают все запомнить и за неделю попросту забывают пройденный материал. Высветили проблему недостаточного финансирования школ для приобретения специализированного оборудования. Зачастую родителям самостоятельно приходится покупать демонстрационные доски, игровые шахматы, учебники. Эти и другие организационные трудности значительно усложняют введение шахматного всеобуча как отдельной дисциплины в повседневную практику образовательного учреждения.

Говорили и о том, что шахматное школьное обучение не должно быть оторвано от общеобразовательного процесса, что фрагментарное обучение сегодня, так называемый «пипеточный метод», уже ушло в прошлое, и актуальным представляется комплексный подход, междисциплинарная интеграция шахмат в образовательную систему учебного учреждения.

Одним из возможных решений может стать опыт МБОУ СОШ № 32 г. Ростова-на-Дону. В ней шахматы гармонично вписались в общий учебный план и стали неотъемлемой частью школьной жизни. Выпускница курсов повышения квалификации, учитель математики Светлана Мугу, разработала авторскую концепцию обучения математике через шахматы. С введением всеобуча ученики начальной школы не почувствовали больших перемен – шахматы были уже в «нулевке».

Актуализация знания, связывание основ математики и практики шахматной игры, театрализация и игровые постановки превращают обучение в проживание интересной шахматной жизни. «Дети не хотят расходиться после занятия и доигрывают до конца свои собственные партии», - рассказывает Светлана Мугу.

— Светлана Александровна, если сравнивать особенности обучения шахматам в общеобразовательной школе в условиях всеобуча с системой обучения игре в шахматной федерации, в чем принципиальное отличие в методе?

— Принципиальное отличие заключается в том, что в специализированных спортивных секциях занимаются дети и подростки, которые проявили склонность к игре в шахматы, у них значительно выше мотивация. Идея всеобуча заключается в том, чтобы научить играть всех учащихся, применять в других дисциплинах полученные знания, заинтересовать, увлечь этой игрой. Шахматы становятся не самоцелью, а средством. Если мы назовем игру боем, то можно представить, что Российская шахматная федерация учит четкой тактике, а мы добиваемся результата через аллегории, сказки, развивающие логические игры. Например, в 5-м классе для изучения темы «Координаты на площади» используем шахматную доску как лучший пример. С первоклассниками изучаем цифры – находим их на доске, соотносим с буквами, учимся записывать ходы. А сказкой «Репка» учим название фигур. Все тянут репку – ферзь за короля, слон за ферзя, конь за слона…

— А мультимедийные пособия?

— Используем. Но мы стараемся сочетать как новейшие, так и традиционные формы обучения. Дети с удовольствием пользуются интерактивной доской. Но также с большим интересом занимаются по игровым методикам Никитина, которые можно пощупать руками, вместе с логикой развивая мелкую моторику рук. Так ребята осваивают азы шахмат, тренируют мышление.

— Какие результаты получены за прошедший год?

— Во-первых, это развитие логики, фантазии, абстрактного мышления. Ведь каждый урок – это маленькое путешествие, а в гости к ладье не так-то просто попасть: нужно решать, считать, измерять… Еще важно то, что дети становятся более усидчивыми. Сегодня все чаще мы говорим: «Ученики начальных классов гиперактивные, гипердинамичные». Для работы с ними издаются специальные методические пособия. Но благодаря шахматам первоклассники учатся работать в тишине, спокойно сидеть за своей доской. В этом колоссальный эффект.

Шахматы открывают большие возможности для использования современных образовательных моделей: проектной работы, применения полученных знаний, развития метапредметных и метакогнитивных результатов. Но, как показывает практика, именно в тесной связи с общеобразовательными дисциплинами, во введении шахмат в жизнь детей и подростков можно добиться поставленных результатов.

Во втором учебном году шахматного всеобуча Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования планирует обучить по программе «Методика обучения игре в шахматы» более 250 педагогов в 11 учебных группах. Одной из главных задач института станет формирование нового представления об игре в шахматы в условиях всеобуча, представления о шахматах как о модели жизни с черными и белыми клетками, которые будут вставать на пути у «первоклашек» и которых не нужно бояться, а уверенно шагать по ним.

 

Баннер
Баннер

buy Cytotec online